Понимание скорби детей и молодых людей. - Важно знать - Бешенковичский районный социально-педагогический центр

Понимание скорби детей и молодых людей.

Понимание скорби детей и молодых людей.

 

Информация для горюющих семей и поддерживающих их профессианалов.

 

Манера, образ общения с детьми и их включение в ситуацию (в момент смерти родителя или сиблинга) определит детскую способность горевать в настоящем и справляться с  будущими с утратами в их жизни.

 

Говоря со скорбящими детьми важно помнить о индивидуальности каждого ребёнка и их возможности реагировать по разному. Детям нужна информация и возможность задавать вопросы, получать честные ответы и выражать свои чувства.

 

Детские реакции на скорбь

 

Как дети реагируют на смерть важного человека в их жизни зависит от ряда факторов:

  • Их возраста и соответственно понимания смерти;
  • Природы их отношений с умершим человеком;
  • Обстоятельств смерти;
  • Реакции других членов семьи на смерть;
  • Общего эффекта на семейную ячейку;
  • Семейную культуру и духовные убеждения;
  • Их самооценки и чувства само-достоинства.

 

Общаясь с детьми

Так как для родителей невозможно не общаться с их детьми, это не вопрос говорить ли с ними. Вопрос кто будет говорить, когда и как. Дети считывают язык тела, нечаянно слышат обрывки разговора и замечают поведение взрослых. Дети быстро чувствуют изменения в семейной ситуации.

 

Идеально родители лучшие люди сообщить плохую новость, но если их нет – близкий друг или родственник, известный ребёнку в наилудшем случае, хотя иногда эта трудная задача выпадает на медицинский персонал или работников других структур. Это должно быть чувствительно объяснено как можно скорей, что бы дети нечаянно не узнали  от кого угодно или не были оставлены часами в ужасе гадать, что случилось? Важно постараться узнать, что детям уже известно. В идеале  нужно место, где мала вероятность быть потревоженным с достаточным количеством времени для объяснения что случилось, ответа на вопросы и предложения утешения и успокоения.

Говоря с детьми, важно помнить о значении прикосновения как одного из путей утешения. Постарайтесь найти нужный момент, когда дети настроены на разговор и концентрироваться на том, что вы говорите. Читайте их намёки или ждите направляющего вопроса. Что сказано будет зависеть от возраста ребёнка, но особенно с маленькими детьми важна ясность в описании произошедшего. Выражения типа: «папа (или кто-либо другой) отошёл в мир иной», «уснул» -не рекомендуются.

Скорость с которой даётся информация должна зависеть от детского уровня понимания. Вопросы открытого плана могут быть использованы для побуждения детей отвечать и задавать вопросы.

Концентрируясь на определённых вещах, сказанных ребёнком и расспрашивая о них, поможет убедиться в том что ребёнок понимает что сказано.

Даваемая информация должна быть правдивой и последовательной. Ребёнку не нужна долгая детальная информация, а лёгкие для понимания объяснения.

Дети и молодые люди (подростки), как и взрослые испытают шок и неверие и возможно всё сразу не воспримут. Они выслушают столько, сколько смогут вынести на этот момент. Скорее всего им будет необходимо повторить объяснения с промежутками во времени, давая им возможность понять информацию. Возможно они захотят провести некоторое время наедине. Подросткам необходимо сообщить что произойдёт в ближайшем будущем и на кого они могут положиться. Если смерть произошла в больнице, ясная информация должна предоставится о возможности возврата в больницу, через время для задавания интересующих вопросов медсёстрам и врачам.

Детские реакции могут варьироваться от отчаяния до отрицания или активного протеста. Какой бы не была реакция, важно разрешение  выражения этих чувств без попыток их блокировать или призыва «будь сильным ».

Когда решается должен ли ребёнок увидеть умершего, родители могут волноваться о силе пугающих воспоминаний ( травматизации)- это случается редко, особенно если дети были подготовлены заранее. Опыт показывает, что дети фокусируются на позитивных аспектах умершего человека и работают на построения имиджа, который они могут нести с собой в своё будущее.

Фактические объяснения смерти рекомендуется: « Когда люди умирают, это значит что их тело больше не работает и они выглядят как будто они спят, но они не спят, они умерли, потому что когда ты спишь – твоё тело очень хорошо работает». Полезно объяснить что когда люди умирают, они холодные на ощупь и возможны другие заметные изменения.

 

Реакции на смерть

Детская способность выдерживать печальные эмоции возрастает с возрастом и зрелостью. Выражение отсутствия печали может привести взрослых к выводу, что дети не затронуты потерей. Нормальные признаки горевания у детей, особенно маленьких, включают: поведение,  направленное на получение внимания, потерю аппетита, мочение в постель, расстройство желудка, беспокойство, нарушения сна, кошмары, плачь, трудности в концентрации внимания, возросшая тревога и навязчивое поведение. Беспокоится о перечисленных симптомах следует только в случае их продолжительности в течение длительного времени.

Старшие дети часто демонстрируют изменения характера и личностных проявлений, включая депрессивное настроение, расстройства сна и аппетита, ангельское поведение, грубость, проблемы в обучении, недостаток концентрации и отказ посещать школу. Неуспеваемость или черезмерный труд часто затрагивают школьную работу. У мальчиков, особенно подростков,  часто возникают академические трудности в первые месяцы после утраты, но горюющие дети не обязательно развивают долго срочные проблемы в обучении.

У подростков горевание может вызвать регрессию на более раннюю, более зависимую стадию в развитии. Эмоции могут подавляться, выражаясь в проявлении безразличия или недостатке чувств.  В поиске любви и аффекта возможны незрелые сексуальные отношения. Некоторые подростки начинают лениться, проявлять деликвентное в поведении или мелкие кражи к качестве протеста против глубоких изменений в семье. Наиболее часто встречается у девочек- подростков, потерявших матерей. Другие уходят в себя, становятся самокритичными и  тихими. Многие подростки будут горевать, лить слёзы наедине с собой, в своих комнатах, стараясь казаться бодрыми и сильными в социуме.

В попытке заглушить боль некоторые подростки обращаются к само-разрушающему поведению- алкоголю или наркотикам. Реакция на страх смерти может побудить некоторых подростков к ненужным изменениям в их жизни. Конфрантируя смерть, они пытаются  преодолеть свои страхи и продемонстрировать контроль над своей смертностью. Некоторые дети примут на себя роль родителя, беря на себя тежёлую ответственность, что ведёт к резкому взрослению и отказа себе в возможности и разрешении горевать.

Другие воспримут этот опыт без затрудений.

Часто после огромной утраты дети страдают от депрессии, в её различных формах, и потери уверенности в себе. Важна помощь в выработке психологической гибкости.  Жизнь подвела их невероятно и они, возможно, не в состоянии с этим справиться. Им нужна помощь в изучении своих навыков и признании своих сильных сторон, в фокусировании на позитиве вещах, которые они могут делать сегодня (не важно какими маленькими бы они не казались) для улудшения ситуации. Не смотря на то, что они потеряли важного человека в жизни, обычно возможно найти другой механизм поддержки, такой как любимый родственник, близкий друг, особенный учитель и черпать силу от них. Это поможет поддержать их самооценку,само-эффективность и поможет посмотреть жизне в лицо.

 

Суицид в семье – особенно трудный вид горевания – все нормальные реакции горя часто более интенсивны. Так как суицид несёт общественную сигму, об этом особенно трудно говорить. Это обычно для детей, родители которых умерли от суицида, чувствовать определённого рода ответственность или думать что они могли бы предотвратить случившееся. Жизнь с этим бременем вины может привести к депрессии, пассивности или само-разрушению. Дети, горюющие о родителях, умерших кровавой смертью ( убийство, суицид, т. д.) более часто нуждаются в профессиональной помощи как во время смерти, так и в последующие годы, как они взрослеют и пересматривают смерть и её причины.

 

Важность воспоминаний

Воспоминания играют невероятно важную роль в процессе горевания. Говорить о умершем человеке, навещать места, которые посещались вместе, рассматривать фотографии, трогать одежду и вызывать, побуждать знакомые запахи – всё это помогает сохранять живым внутренний имидж. Маленьким детям трудно вызывать воспоминания без контекстуальных напоминаний и опекающие взрослые могут препятствовать предоставлению этих вещей, стараясь не напоминать детям о их утрате. Но это может препятствовать  процессу горевания. Детям нужно что-то принадлежащее умершему человеку в качестве напоминания о их отношениях, сохранять присутствие умершего человека в их жизнях, и возможность вспоминать их в особенные дни своей жизни, годовщины и возможность пополнять свои воспоминания. Как дети взрослеют, это нормально испытывать новые чувства о умершем, скучать по нему в различные моменты их жизни и проявлять это по разному.

 

Посещение похорон

Мы все продукты культуры, не только национальной культуры и религиозной культуры, но к тому же и семейной культуры. Горюющая семья может быть верующей или атеистичной, принадлежать к Православной или Католической, Мусульманской или Еврейской вере. У каждой группе существуют свои традиции, требующие уважения. Также важно помнить что подростковый возраст- время установления системы ценностей и убеждений, время их проверки, задавания вопросов и нахождения ответов. Их убеждения возможно будут отличаться от родительских.

 

Несмотря на то, что некоторые родители и бабушки с дедушками захотят защитить детей от присутствия на похоронах, для детей обычно полезно быть включёнными в семейный ритуалы оплакивания. Похороны это возможность для детей увидеть семью и друзей, показывающих их уважение умершему родителю или сиблингу и для всей семьи это начало научению жизни без умершего человека. Исключение из этих мероприятий может увеличить брешь между горюющими родителями и ребёнком. Тем не менее если ребёнок испытывает страх перед посещением похорон, на него не следует оказывать давления. Необходимо найти другие пути для прощания с умершим- такие как зажигание свечи, выбор поэмы\написания письма и вкладывания его или цветов в гроб, посещение могилы.

Если ребёнок желает посетить похороны, необходимо продумать подготовку ребёнка к тому что будет происходитьи сама церемония должна быть дружелюбной для детей. Детям необходимо сказать, что люди будут расстроены и плакать и потом предоставить возможность задать вопросы. Возможно ребёнок захочет принять активное участие читая поэму или выбирая песню. Идея о поручении заботы о ребёнке во время похорон доверительному взрослому (по выбору ребёнка) часто имеет смысл, так как это освобождает от этой ответственности родителей.

 

Помогая горюющим детям в школе

Школы играют важную роль в детской жизни, они выступают а роли второй семьи, предоставляя защиту и рутинный режим во время, когда все остальное меняется. После обсуждения с семьёй и с детского разрешения весь класс должен быть оповещён о горе одноклассника как можно скорее. Так же хорошая идея сообщить всем родителям класса о случившемся, так как им прийдётся ответить на вопросы и беспокойства о смерти своим детям. Классный руководитель возможно захочет поговорить с лучшими  друзьями ребёнка обсудить пути поддержки и моделирования в данной ситуации. Такое открытое признание помогает ситуации и возможно поощрит ребёнка говорить о произошедшем со своими друзьями, вместо попыток игнорировать и смущения о ситуации.

По возвращении ребёнка в школу его утрата должна быть признанна после этого всё должно вернутся к нормальности ( на сколько возможно), без проявления особых привилегий. Школа часто единственное место для ребёнка, возможное для избегания от окружающего их оплакивания. Тем не менее у ребёнка должна быть возможность поговорить с понимающим взрослым или побыть наедине, в случае необходимости. Классный руководитель должен поддерживать регулярный контакт с родителями, информируя их о том как ребёнок справляется в школе. Естественно появление изменений в поведении, тем не менее некоторые из них нуждаются в особом внимании:

  • уязвимость и повышенная плаксивость при мелочах
  • перепады настроения
  • уход в себя и мечтательность
  • психосаматические симптомы
  • отсутствие концентрации
  • плохая успеваемость
  • черезмерное погружение в работу

 

Изменения в поведении не обязательно появятся сразу после утраты, а возможно проявятся месяцами или годами позже- дети посещают горе на разных этапах своего развития. Учителям необходимо знать о дате смерти и быть сензитивными к особым дням, возможно трудных для ребёнка: годовщине смерти, дни рождения, рождество.

Изначально некоторые дети отказываются идти в школу только от чувства неловкости встречи с друзьями и возможного расспрашивания. Они могут чувствовать себя отличными от других и не уверены какого приёма ожидать. Так же возможна повышенная  привязчивость к оставшимся членам семьи из-за страха потери ещё кого-то. Это может привезти некоторых детей к лентяйству. Другие могут прибегнуть к задирству и хулиганству в качестве протеста против своих болезненных эмоций. Этим детям необходима отдельная помощь и поддержка, время приспособиться к ситуации и возможность проговорить беспокоящее их, когда они будут к этому готовы.

 

Как помочь детям справиться с гореванием

Детям нужны:

  • соответственная возрасту фактическая информация
  • ясные, открытые объяснения, которые возможно необходимо не однакратно повторить
  • взрослые, способные проявлять свои чувства
  • возможность неоднократно задавать вопросы
  • помощь в выражении своих чувств- через разговор, игру, рисование
  • совет как реагировать на вопросы других детей и проявления скорби взрослыми
  • отдых от прибывании в компании родственников, охваченных горем
  • общая поддержка
  • помощь с другими утратами
  • знакомая рутина для установления чувства нормальности
  • регулярные заверения:
  • что смерть не была их виной
  • что они желанны и любимы
  • что жизнь продолжается и не всегда будет такой печальной
  • что чувство злости и печали – одни из составных частей горевания
  • что оставшиеся члены семьи здоровы и скорее всего не умрут до старости

 

Полезно:

  • не делать предположений
  • помнить, что дети почти всегда понимают больше, чем мы думаем
  • понимать, что дети считывают эмоции их окружения, язык тела и нечаянно слышат обрывки разговоров
  • понимать, что дети переживают утрату и смерть со многих «углов»
  • включать детей в процесс горевания семьи
  • разрешать детям делать свои взносы
  • поощрять их в «прощании» разрешая видеть тело, посещая похороны, посещая могилу, в случае их желания и предварительной подготовки
  • разговаривать о умершем человеке
  • создавать и обновлять воспоминания в последующие годы и годовщины и важные дни
  • донести что Вы не исчезните внезапно - подробно объясните если планируете уехать
  • понимать что плохое поведение - симптом перепуттанных эмоций
  • принимать детей
  • говорить детям что Вы в них цените что поощрит их устойчивость к жизни и самоценность
  • дать им что-то особенное для заботы, например домашнее животное
  • дать разрешение на веселье

 

Что препятствует детской скорби:

  • родитель или опекун, не способный горевать
  • родительская не способность переносить болезненные воспоминания
  • родители, охваченные процессом оплакивания
  • недостаток постоянной родительской опеки, нестабильная семейная обстановка
  • страхи о родительской уязвимости и желание их защитить
  • тревога о собственной безопасности – пример: смерть одинокого родителя
  • чувство смущения, неразбирихи и вины о смерти и их собственной роли
  • амбивалентные чувства к умершему – возможно родитель, наносивший оскорбления или черезмерно строгий; сиблинг, получавший черезмерное количество внимания до смерти, проблема детской ревности до смерти
  • недостаток возможности в разделении чувств – отсутствие симпатизирующего взрослого, учителя или друга
  • неуместные передачи ролей – «ты теперь глава семьи»; вынужденность соответствовать родительским ожиданиям к умершему ребёнку
  • другие утраты – недостаток денег, переезд, смена школы, друзей

 

 

 

 

Особые потребности подростков:

Время пубертатного созревания особенно тяжёлое время потерять родителя или сиблинга. Это время великих перемен как физически так и эмоционально. Подростки борются за баланс между желанием независимости, свободного мышления и чувством низкой самооценки и недостатка уверенности в себе. Несмотря на то, что они могут выглядеть как взрослые, физическое развитие отстаёт от эмоциональной зрелости.Утрата является дополнительным фактором давления в сочетании с психологическим, физиологическим и академическим.

Смерть родителя может уничтожить чувство сохранности и изменить жизнь в семье, забирая единственную стабильность в изменяющемся мире. Страх за будущее становится очень реальным и неожиданно приходят проблемы, о которых большинство их сверстников никогда не задумывались. Возможно они проявят протест к глубочайшим изменениям в семье и эти эгоистичные мысли приведут к чувству вины, которое трудно признать. Негативный эпизод в отношениях с умершим так же может привести к чувству эмоциональной вины, или, возможно, они будут чувствовать что должен был умереть другой родитель или человек.  Несмотря на нелёгкость, эти нюансы необходимо проговорить, важно что бы тинейджер понимали что эти чувства нормальны и они сами тоже нормальны. Общение с подростками часто трудно и в нормальной ситуации до утраты, что часто ведёт взрослых к отступлению и подросток остаётся наедине горевать самим с собой имея очень ограниченную поддержку.

Молодые люди так же могут уклонится от свободного обсуждения случившегося со своими друзьями из-за социального «табу», страха стыда и неловкости в своей группе сверстников.

Друзья либо могут оказать огромную поддержку, либо не знать как вести себя в данной ситуации или как проявить теплоту и понимание. Важно найти доверительного взрослого, возможно друга семьи, учителя, руководителя кружка, которому они захотели бы доверится. Информация о психологических службах, телефонах доверия, группах поддержки для молодых людей в похожей ситуации может помочь чувствовать себя менее изолированными.

Они могут предпочесть выразить свои эмоции через написания дневника, стихов, рисование или через игру в пьесе, вместо прямого обговаривания.

 

Подросткам нужно знать что это ОК:

  • плакать и чувствовать депрессию. Они понесли огромную потерю. Если чувства захватят, выйдут из-под контроля то необходимо найти доверительного взрослого для их проговора
  • копировать некоторые из активностей и интересов умершего брата, сестры или родителя, но так же необходимо сохранить свою собственную жизнь
  • «жить в прошлом» на протяжении определённого времени, это поможет хранить живую память о умершем родителе, брате или сестре, но не дать жизни пройти стороной
  • наслаждаться и радоваться жизни, смеяться опять
  • простить себя за конфликты, скандалы и неприятные вещи, сказанные умершему человеку
  • продолжать жить

 

это НЕ ОК:

  • использовать наркотики и алкоголь для притупления ощущений и чувств. Это только спрячет их , не заживит рану и займёт дольше принять боль
  • проявлять во вне фрустрацию пропуская школу и подвергая свою жизнь риску (рискованное вождение автомобиля и т. д.)
  • быть ведомым злость и причинять боль другим, из-за своей собственной боли
  • экспериментировать с сексом во имя приближения к кому-то
  • прятать свои чувства и не говорить об это с родителями во имя защиты родителей
  • пытаться выглядеть сильным и вести себя как «плохой парень» или козёл отпущения

 

Признаки говорящие что подростку нужна дополнительная помощь:

  • продолжительные ухудшения в отношениях с семьёй и друзьями
  • рискованное поведение такое как употребление наркотиков и алкоголя, драки, эксперименты с сексом
  • отсутствие интереса в школе и плохая успеваемость
  • признаки хронической депрессии, трудности сна и заниженная самооценка
  • отказ от вещей, имевших очень большое значение в прошлом ( активностей, хобби)

 

С возрастом детям и тенейджерам часто необходимо проговорить опять все детали вокруг смерти кого-то важного в их жизни. Это не обязательно неразрешённое горевание, а опыт других чувств на позжих этапах развития.

Если мы слушаем детей, они нам скажут что им нужно. Существуют однозначные доказательства что дети могут пережить боль утраты в окружении любви и заботы.