Психологическая безопасность ребенка - Советы психолога - Бешенковичский районный социально-педагогический центр

Психологическая безопасность ребенка

 

Советы родителям: «Психологическая безопасность ребёнка»

Одним из важных условий полноценного развития ребёнка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность.

Что такое психологическая безопасность???

Психологическая безопасность – это создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка). В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребёнка.

Родителям необходимо владеть основными источниками угрозы психологической безопасности ребёнка и, по мере сил, их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребёнка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние источники:

 Физические:

  1. Неблагоприятные погодные условия.
  2. Нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация.
  3. Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
  4. Враждебность окружающей ребёнка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам; не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребёнка.

 Социальные:

  1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в принятии решений, так и в поступках.
  2. Межличностные отношения детей с другими детьми, родителями, другими взрослыми. Детское сообщество, родители в силу каких- то причин могут отвергать ребёнка (например, не оправдал ожидания). Могут проявляться грубость и жестокость. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме.
  3. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
  4. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
  5. Отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе, семье.

Внутренние источники:

  1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
  2. Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
  3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные особенности ребёнка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

Признаки психоэмоционального напряжения ребёнка при нарушении его психологической безопасности:

  • в трудностях засыпания и беспокойном сне;
  • в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
  • в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
  • в рассеянности, невнимательности;
  • в беспокойстве и непоседливости;
  • в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмётся к ним;
  • в проявленииупрямства;
  • в повышеннойтревожности;

   Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Обеспечение психологической безопасности ребёнка дома:

  • Соблюдайте режим дня;
  • Проявляйте интерес к его жизни;
  • Используйте доброжелательный тон в общении друг с другом;
  • Слушайте ребёнка;
  • Не срывайтесь на ребёнке;
  • Избегайте применять физическую силу;
  • Проводите время вместе – это сближает;
  • Создайте уют в доме;
  • Разнообразьте отдых ребёнка;
  • Ограничьте использование ребёнком гаджетов.

 

Подготовила педагог-психолог Моторо Т.А.