Яндекс.Метрика

Государственные программы

Областная программа по организации деятельности в интернет-пространстве среди детей и учащейся молодежи на территории Витебской области на 2021-2025 годы

развернуть

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Областная программа по организации деятельности в интернет- пространстве среди детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг, (далее - Программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

В Программе определены основные направления и приоритеты деятельности главного управления по образованию Витебского облисполкома, структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждений профессионального образования по организации деятельности в интернет-пространстве среди детей- и учащейся молодежи.

Структура программы включает следующие разделы:

Обоснование актуальности. Программы.

Цели и задачи.

Направления-реализации Программы.

[Механизм реализации Программы,

Ожидаемые результаты.

Программа также содержит Приложение:

П1. План мероприятий по реализации программБГ на календарный год.

Программа является основой для разработки в регионах и учреждениях образования Витебской области Комплекса мероприятий по организации деятельности в интернет-пространстве среди детей и учащейся молодежи.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ

Интенсивно развивающиеся информационно-компьютерные технологии меняют социальную действительность. Под их воздействием происходят значительные изменения когнитивных практик индивидов и культуры в целом.

Исследования подтверждают, что для большинства подростков интернет - привычный элемент повседневности, что способствует, с одной стороны, быстрому поглощению информации и конструированию своего индивидуального самосознания, а с другой - поверхпостиому восприятию окружающего мира, замещению духовной культуры, деформации досуга.

Ускоренное развитие информационных технологий, помимо открывающихся широких перспектив и возможностей, влечет за собой многочисленные риски и опасности, с которыми сталкивается подрастающее поколение: информационные перегрузки, интернет-зависимость, получение недостоверной информации, мошенничество, интернет-агрессия, распространение личной информации.

Информационно-коммуникационные технологии становятся мощным инструментом манипуляции сознанием и поведением. В силу психофизиологических особенностей молодежь оказывается наиболее уязвимой для пропаганды радикальных идей и экстремизма.

Развитие возможностей сети Интернет оказывает значительное влияние на процесс формирования ценностных и социальных норм подрастающего поколения. Поэтому одной из важных задач является создание и функционирование качественных и безопасных интернет-ресурсов.

Особую актуальность приобретают формирование информационной культуры учащихся, подготовка их к новым условиям жизни, развитие критического мышления, обучение умениям ориентироваться в потоках информации, защищаться от ее негативных воздействий.

Необходимо научить учащихся противостоять современным вызовам и угрозам. Эту работу нужно проводить не только среди детей и молодежи, но и среди родителей, педагогов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель - создание условий для формирования у детей и молодежи навыков безопасного пользования интернет-ресурсами, позволяющих противостоять деструктивным информационно-психологическим воздействиям.

Задачи:

совершенствовать компетенции педагогических работников в области формирования навыков безопасного поведения детей и молодежи в интернет-пространстве через развитие профессиональных педагогических интернет-сообществ для обмена опытом и повышения квалификации;

организовать работу с законными представителями несовершеннолетних по эффективному взаимодействию в области и нтсрнет-безопасности;

содействовать созданию высокотехнологичной образовательной среды, включающей внедрение современных образовательных

технологий, использование компьютерных и информационных систем» современного оборудования и средств обучения;

обеспечить доступность образовательных услуг, преемственность и непрерывность образовательного и воспитательного процессов с максимальным использованием возможностей цифровых технологий;

повысить информахщонную безопасность обучающихся посредством ориентации на позитивные интернет-источники, развития- дистанционных форм организации содержательного досуга детей и молодежи* широкой включенности учащихся в различные формы организованного досуга в интернет-пространстве.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направления реализации Программы определены с учетом ее основных фокусных групп - учащиеся, педагоги, родители.

Научно-методическое, организационно-методическое обеспечение

Данное направление включает в себя работу с педагогами и родителями.

Задачей непрерывного дополнительного образования педагогов, осуществляемого в различных формах, должно стать обеспечение управлением их функциональной компьютерной грамотностью на уровне современных требований, так и обеспечение способности выбирать и использовать методы и средства достижения образовательных (воспитательных) целей в мобильной информационной среде.

Главную роль в непрерывном повышении квалификации педагогов играет создание необходимых педагогических условий, способствующих совершенствованию мастерства педагога в области информационных технологий, включение его в активную деятельность по использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.

Повышение, квалификации педагогических работников по развитию компетенций в области формирования навыков безопасного поведения детей и подростков в интернет-пространстве обеспечивается через организацию тематического повышения квалификации, включение занятий актуальной тематики в содержание повышения, квалификации, участие в работе методических объединений; научно-методических конференциях, конкурсах, творческих группах и т.д.

Обучение педагогических работников может проводиться в форме семинаров, вебинаров, конференций, круглых столов, деловых игр, мастер-классов, педагогических мастерских, тренингов, дискуссий, в рамках которых должны рассматриваться проблемы информационной безопасности личности в сети Интернет, нежелательный контент и меры

борьбы с ним, виды и формы информационно-психологического воздействия и методы защиты от него, правила и нормы речевого этикета, причины возникновения девиантного поведения детей и методы работы по их профилактике и устранению.

Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Случается, что законные представители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергаются дети, занятые в сети Интернет. Некоторые считают, что это лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, необходимо помнить, что он беззащитен перед потоком информации, поступающей из Интернета, в том числе деструктивной направленности. Общая задача - научить ребенка противостоять потоку разноплановой информации, выработать в нем критическое мышление, обезопасить нахождение в интернет-сети.

Необходимо вести постоянную разъяснительную работу с законными представителями, т.к. без понимания ими данной проблемы невозможно ее устранить силами только образовательного учреждения. Формы работы разнообразны: выступления на родительских собраниях по вопросам защиты детей от вредной информации и их безопасности в Интернете, индивидуальные беседы, консультации, онлайн-консультации, встречи со специалистами по информационной безопасности, семинарские занятия, создание и распространение среди родителей буклетов, памяток, размещение информации в интернет-пространстве. Осуществлять проведение специалистами учреждений образования профилактических и просветительских мероприятий с родителями в ходе работы родительских гостиных, родительских университетов, родительских клубов; размещение материалов, направленных на разъяснение учащимся правил безопасного поведения в сети Интернет и использования Интернет-ресурсов, о действующих службах, оказывающих медицинскую, социальную помощь в кризисных ситуациях, а также экстренную психологическую помощь и поддержку, в том числе по телефону доверия на сайтах учреждений образования.

Мероприятия для детей и молодежи в Интернет-пространстве

Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, их безопасности и сохранению здоровья.

Тематика проведения профилактических мероприятий может быть самой разнообразной, например: достоверность информации в интернете, проблемы и способы проверки информации на достоверность и полноту; этика сетевого общения; личная информация: нужна ли она в интернете,

г

как защитить личную информацию в блогах, социальных сетях и пр.; социальные сети: как общаться в сети и не лопасть в сети мошенников и злоумышленников; что такое хакерство: этика и основы; интернет- зависимость: угрозы, реальность, проблемы-, решения; Web-серфинг: как не потерять себя и свое время в Интернете; как распознать кибермошенничество и не стать жертвой; что такое киберхулиганство: как не стать жертвой и киберхулиганом; как защитить свою почту от спама и не стать спамером; компьютерные вирусы и методы борьбы с ними; киберпреступления в законодательстве Республики Беларусь; безопасность в коммерческих Интернет-сервисах: Интернет-магазины, услуги различных фирм и др.; компьютерные игры, как не стать игроманом; азартные игры в Интернете; мобильные угрозы в современном мире; как правильно вести: себя с киберхулиганами и защититься от нежелательного общения; твоя жизнь не игрушка и др.

Большое значение для эффективности мероприятий, направленных на обучение правилам безопасного пользования Интернетом имеет не только содержание, но и форма проведения. Работа в этом направлении должна вестись в зависимости от возрастных особенностей*

На каждом из этапов необходимы специальные формы и методы обучения. Для обучающихся на I ступени - в виде сказок, игр. Для обучающихся на II ступени - в виде ролевых игр, диспутов, пресс- конференций, тренингов. Для обучающихся на Ш ступени и в учреждениях профессионального образования - в виде проектов, дискуссий, дебатов, деловых игр, участия в акциях* конкурсах. Формирование навыков информационной, безопасности и культуры должно проводиться как на уроках (например, информатики), факультативных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Правовое просвещение несовершеннолетних - на классных, информационных, кураторских часах.

Важно организовать привлекательное для учащихся информационное пространство учреждения образования.

Практика показывает на необходимость разработки форм коммуникационного взаимодействия на уровне классный руководитель- учащийся-родители-социум в вопросах позитивной социализации подростков в онлайн-пространстве. Укреплению взаимодействия между педагогами и учащимися, налаживанию их диалога будет способствовать создание в социальных сетях страничек, групп, аккаунтов учреждений образования, ведение педагогами, классными руководителями, кураторами своих блогов и форумов» создание электронных ресурсов, реализация совместно с учащимися разнообразных интернет-проектов: создание виртуальных презентаций, выставок, музеев, электронных школьных газет и журналов, ведение своего видеоканала и др.

с

Необходимо также оказывать учащимся помощь и поддержку в реализации их собственных интернет-ироектов (блогов, видеоканалов и др.). При этом важно, чтобы контент этих проектов был конструктивным, не противоречил идеологии белорусского государства.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация Программы будет способствовать:

формированию личности обучающегося, адаптированного к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, вызовами и рисками;

повышению профессионального мастерства и качества труда педагогических работников в области формирования навыков безопасного поведения детей и подростков в интернет-пространстве;

расширению сферы предоставления качественных образовательных услуг с максимальным использованием возможностей цифровых технологий и возможности для их получения;

повышению привлекательности для обучающихся информационного пространства учреждения образования;

расширению форм коммуникационного взаимодействия учащихся и родителей в вопросах позитивной социализации в цифровом пространстве.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Главное управление по образованию Витебского облисполкома осуществляет контроль за исполнением мероприятий данной Про1раммы, анализирует ход исполнения мероприятий Программы.

Отделы (управления) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов г.Витебска, учреждения профессионального образования в пределах своей компетенции являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий данной Программы.

Организационно-методическое сопровождение реализации данной Программы возложено на ГУДОВ '"Витебский областной институт развития образования14, УО ’’Витебский областной учебно-методический центр профессионального образования44, ГУО ’’Витебский областной СПЦ‘\ ГУДО ’Витебский областной дворец детей и молодежи".

(/^/аазальнйк главного ',’ущ>аБлепия по образованию , { Витебскош облисполкома

V                                       ДДХома

.04.2021 № $£$

Примерный план мероприятий по организации деятельности в интернет-цросгранстве среди детей и учащейся молодежи _____________________ _________________ на 2021 год ___________  .._________________________________

JV2

п/л

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

 

Научно-методическое, оргапизационно-метгодяческое обесценение

К

Разработка региональных планов мероприятий по реализации данной Программы

до 30.04.2021

Отделы (управления) по образованию райгориспол комов, учреждения образования

2.

Рассмотрение вопросов реализации мероприятий региональных планов на заседаниях, а также вопросов эффективности принимаемые мер, направленных на профилактику и противодействие киберпреступности, выявление причин и условий

в течение года

Отделы (управления) по образованию райгориспол комов, учреждения образования

3.

Проведение анализа эффективности принимаемых мер по профилактике и противодействию киберпреступностн в учреждениях образования, оперативное внесение корректировок

постоянно

Отделы (управления) по образованию райгорисполкомов, учреждения образования

4.

Включение в учебные программы повышения квалификации руководящих работников и

2021

ВОИРО

 

специалистов системы образования вопросов по формированию информационной культуры участников образовательного процесса, профилактики насилия в образовательной среде и сети Интернет

 

 

5.

Организация и проведение повышения квалификации руководящих работников и специалистов системы образования по вопросам использования современных информационно-коммуникационных технологий в практике педагога

согласно учебному плану, 2021

ВОИРО

6.

Обучающие курсы (тематический семинар) Информационное сопровождение успешных педагогических практик заместители директоров по воспитательной работе, руководители МО классных руководителей, педагоги-организаторы, учителя- предметники учреждений образования

январь

ВОИРО

7.

Обучающие курсы (тематический семинар) ’’Безопасность обучающихся в сети Интернет, профилактика киберпрсступности среди учащихся*4 ддя педагогических работников учреждений образования, специалистов отделов (управлений) по образованию горраи исполкомов

февраль

ВОИРО

8.

Тематический семинар ’’Медиаобразование в деятельности учителя начальных классов как средство формирования информационной грамотности младших школьников" для заместителей директоров по учебной работе

март

ВОИРО

9.

Тематический семинар ’’Использование информационно-коммуникационных технологий в комплексе мероприятий по реализации Государственной программы ’’Образование и молодежная политика44 для заведующих учебно- методическими кабинетами

май

ВОИРО

10.

Областная научно-практическая конференция ’’Современная Образовательная среда: воспитательный потенциал1* для руководителей, педагогических работников учреждений образования

апрель

ВОИРО

11.

Проведение вебинаров, семимаров^практикумов для специалистов СПГ1С учреждений образования по организации работы в интернегнп^сгранстве

2 раза в год

ВОУМЦПО,

восгщ

12.

Организация и проведение обучающих семинаров, круглы^ столов с педагогическими работниками по орган шали и профилактической работы в сети Интернет в рамках методических объединений

постоянно

Отделы (управления) по образованию райгорисполкомов, учреждения образования

13.

Развитие информационного пространства учреждений образования, в том числе через размещение актуальной информации на официальных веб-сайтах й аккаунтах учреждений образования в социальных сетях и мессенджерах, информационных стендах и других площадках

постоянно

Отделы (управления) по образованию райгорисполкомов, учреждения образования

14.

Размещение йа информационных стендах, веб-сайте учреждения образования информации об ответственности за распространение информации, противоречащей законодательству

постоянно

Учреждения образования

15.

Размещение на информационных етсядах, сайтах учреждений образования, Страницах в социальных сетях информации об администрагивiюй и уголовной ответственности учащихся и их законных представителей за совершение противоправных действий

постоянно

Учреждения образования

16.

Размещетю на информационных стендах, сайтах учреждений образования, страницах в социальных сетях информационных материалов по профилактике правонарушений и преступлений

ПОСТОЯННО

Учреждения образования

17.

Создание и обновление на веб-сайте учреждения образования рубрики ’Безопасный интернет”

постоянно

Отделы (управления) по образованию райгорисполкомов, учреждения образования

18.

Проведение мероприятий с законными представителями по вопросам защиты детей от вредной информации и их безопасности в Интернете в ходе работы родительских гостиных, родительских университетов, родительских клубов, родительских собраний, встреч со специалистами по информационной безопасности и др.

постоянно

спц,

учреждения образования

19.

Консультирование законных представителей по вопросам безопасного поведения несовершеннолетних в информационном и медийном пространстве, ответственности за нарушение требований законодательства и др.

постоянно

СПЦ,

учреждения образования

20.

Организация работы тематического канала по распространению информации по безопасной работе в сети Интернет в сообществе (группе) ИДИ ”ВКонтакге“

2021

УВД (с их согласия)

21.

Создание видеоролика, направленного на обучение цифровой грамотности несовершеннолетних и молодежи

1 квартал 2021 г.

УВД, УО ЧВГУ имени 11.М.Машерова“

(с их согласия)

22.

Разработка тестирования, направленного на обучение цифровой грамотности учащихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования

2 квартал 2021 г.

УВД, УО ”ВГУ имени П.М.Машероза"

(с их согласия)

 

Мероприятия для детей и молодежи в Интернет-пространстве

23.

Проведение мероприятий по формированию культуры общения в сети и этике пользования Интернетом: декад (недель)* устных журналов, круглых столов по повышению информационной культуры учащихся, диспутов ’’Молодежь и интернет^ и др.

постоянно

Отделы (управления) по образованию ра ^горисполкомов, учреждения образования

24.

Проведение мероприятий по обучению навыкам безопасного поведения в Интернет-пространстве и минимизации рисков, связанных с причинением информацией вреда здоровью, нормальному физическому, ингеллекгуальЕому, психическому, духовному и социальному развитию учащихся, ознакомлению с ответственностью за нарушенйе требований законодэггсльсгеа в области информационного и медийного пространства, в том числе с участием сотрудников правоохранительных органов

постоянно

Отделы (управления) по образованию райгорисполкомов, учреждения образования

25.

Проведение мероприятий, направленных на формирование медийной культуры обучающихся: пресс-конференций; просмотров и обсуждений фильмов, мул ьтачедийных презентаций; встреч (онлайн-встреч) с заслуженными деятелями науки И культуры, медийньши персонами и др.

постоянно

Отделы (управления) по образованию райгорисполкомов, учреждения образования

26.

Проведение мероприятий, направленных на профилактику интернеткгависнмосш, зависимости от гаджетов и иных видов зависимостей, в том числе с участием законных представителей несовершеннолетних, сотрудников учреждений Здравоохранения

ПОСТОЯННО

Отделы (управления) по образованию райгорисполкомов, учреждения образования

27.

Проведение мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения в сфсрс информационных технолотй (буллинга, троллиига, кибербуллинга, моббинга, фишинга, вишинга)

постоянно

Отделы (управления) по образованию ра йгориспол комов, учреждения образования

28.

Реализация информационно-образовательного проекта "Школа Активного Гражданина4*

2021

Учреждения образования

29.

Участие в Неделе финансовой грамотности дегей и молодежи по тематике цифровой безопасности

2021

Учреждения образования

30.

Размещение и обновление на информационных стендах памяток для обучающихся и их законных представителей ’’Компьютерная безопасность44

2021

Учреждения образования

31.

Освещение вопросов цифровой безопасности, этикета, ответствен ности за противоправные деяния, безопасной работы в сети Интернет на информационных, классных, кураторских часах

2021

Учреждения образования

32.

Участие в республиканском конкурсе постср- магнваторов "Молодежь и Интернет: формула

безопасности*

2021

Учреждения образования

33.

Проведение факультативных занятий по формированию нравственно-правовой культуры учащихся, навыков преодоления кризисных ситуаций, развитию умений и способов управления своим эмоциональным состоянием ’’Учимся жить в мире и согласии'*, ”Мы - сами“ и др., организация работы объединений по интересам

202 J

Отделы (управления) по образованию райгорисполкомов, учреждения образования

34.

Организация и проведение в онлайн-режиме флешмобов, челленджей, игр, квестов

ежеквартально

Отделы (управления) по образованию райгорисиол комов, учреждения образования

35.

Проведение областного и участие в республиканском конкурсе по разработке справочников региональных экскурсионных маршрутов образовательной направленности ’'Дорогами знаний44

январь-февраль

ВОДДиМ

36.

Областной краеведческий конкурс-олимпиада ’"Моя Витебпшна в истории страны41

январь-май

ВОДДиМ

31

Областной этап и участие в республиканском пионерском проекте 3'ProMedia“

январь-декабрь

ВОДЦиМ

ж

Областной туриотско-окскурсиошшй иптернст-проекг '"Моя малая родина44

январь-декабрь

ВОДДиМ

39.

Открытый творческий мультипроект ”Арт- территория44

яаварь-дскабрь

ВОДДиМ

40.

Областная i ту Щ10~пракгги веская конференция ’’Квант44 в рамках республиканского конкурса *ТсхноИнтеллект44

февраль

ВОДДиМ

41.

Областной этап и участие в финале республиканской vnreллею]уально-развлекательной игры "Пионерский Квиз470ктябряткйй квиз44

февраль-март

ВОДДйМ

42.

Областная онлайгнвикторина ’’Искусство в объективе'1

февраль-март

ВОДДиМ

43.

Областной онлайн-марафон "Помоги птйцам“

февраль-март

ВОДДиМ

44.

Областной этап и участие в республиканском дистанциопном патриотическом проекте ’’Познай БеларусьГ

март-июнь

воддим

45.

Областной смотр-конкурс на лучшую молодёжную палату ’’Молодежной инициативе-да!44

апрель-май

ВОДДиМ

46.

Международный интернет-фестиваль ’’Романтика звездных дррог44

апрель-май

ВОДДйМ

47.

Областной онлайн - марафон ’’Связь времен - связь поколений44

апрель-май

ВОДДйМ

4$.

Областные соревнования "Олимтшада Дворовых игр"

апрель-июнь

ВОДДйМ

49.

Областной с APT - перфоманс ’’Улицы оживших картин*

май-июнь

ВОДЦиМ

50.

Областная гражданско-патриотическая квест-игра ’'Путешествие по родной земле!*

июнь-август

ВОДДйМ

51.

Областной марафон ’’Яркое лето'*

нюнь-ав1уст

ВОДЦиМ

52.

Областной этап республиканского конкурса компьютерных разработок "Патриот.Ьу^

октябрь-ноябрь

ВОДДйМ

53.

Областной виртуальный танцевальный батл "Street Dance VIT“ (Уличные танцы)

октябрь-ноябрь

ВОДДйМ

54.

Областной этап и участие в республиканской дистанционной игре "Октябрятскими маршрутами*

октябрь-декабрь

ВОДДйМ

55.

Областной дистанционный конкурс "Калейдоскоп новогодних идей*

ноябрь-декабрь

ВОДЦиМ

56.

Областной конкурс социальных проектов "Кто, если не мы!*

ноябрь-декабрь

ВОДЦиМ

57.

Областная театральная мастерская "Развитие творческой индивидуальности учащихся средствами театрального искусства**

ноябрь-декабрь

ВОДЦиМ

 

свернуть
О Национальном плане действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2021–2025 годы
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025
Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы
Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
поделиться в: